Нравственность – это внутренняя установка человека, которая определяет его поведение. Это признание и понимание таких понятий, как добро и зло, польза и вред, нормы морали. Формирование основ нравственности, безусловно, начинается в раннем детстве. Пропаганда моральных принципов (например, любви к Родине) была широко распространена в эпоху коммунизма, СССР – с малого возраста ребенка учили совершать поступки, соответствующие нормам поведения гражданина советского общества. В наше время в понятие «нравственное воспитание» входят такие детские качества, как – уважение к старшим, желание поступать в соответствии с их указаниями, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей; а также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Подражание Не секрет, что дети-дошкольники охотно подражают старшим. Упускать момент не стоит. Именно в этот период (возраст 3-5 лет) задача воспитателя (не детсадовского, а родителя в роли воспитателя) состоит в формировании у детей разнообразных навыков поведения, отражающих уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам. Эти навыки обычно постепенно превращаются в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой. Отношение к животным Сюда же я бы отнесла и отношение к животным, хоть и обычно этому аспекту не уделяется достаточно внимания. Может, из-за неблагоприятной обстановки в семьях, может, из-за обилия насилия на телеэкранах, но дети сейчас почему-то стали более жестокими. Возможно, таким образом проявляется скрытая агрессия. И вместо того, чтобы пускать негативную энергию в полезное русло – например, путем занятий спортом, творчеством, некоторые безнравственные личности мучают невинных животных. Для меня это дико и я всячески порицаю подобное поведение. Да, я не люблю собак, но я не засовываю им в рот петарды. Современные критерии нравственности Сейчас в эти понятия входят основные принципы и правила поведения: бережное отношение к одежде и игрушкам, уважением к родителям и другим взрослым, труду взрослых и других детей (да-да, обычная фраза «не ломай чужие пасочки» — это оно), адекватное поведение с животными, растениями, культура поведения в общественных местах, правильное отношение к младшим и т.д. В нравственном воспитании дошкольников активным средством воздействия являются произведения литературы и искусства. Они в яркой и образной влияют на детей, вызывая разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни. Честно говоря, мне глубоко в память врезался рассказ, который я недавно рассказала дочке – про синие листочки. Если кратко – мальчик попросил у девочки зеленый карандаш, чтобы нарисовать листики, она не дала, а потом, когда она все-таки соизволила поделиться, листики на рисунке мальчика были нарисованы синие. Вот оно – влияние литературы. А ведь нас окружает множество подобных поучительных книг – «Мойдодыр» (дети не хотят быть похожими на неряшливого мальчика), «Король Дроздобород» (принцесса не обращала внимания на личностные качества короля) и т.д. Коллектив Сейчас его роль в обществе уже не так пропагандируется. Большее внимание уделяется индивидуальности ребенка, развитию его лидерских качеств, самоуверенности, амбициозности. Впрочем, это не отменяет важность формирования детского коллектива – группа в детском саду, компания друзей на площадке. Таким образом у детей появляются общая цель, совместная деятельность, направленная на ее осуществление, необходимость договориться, радость от общения с товарищами. Выводы Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Долг и обязанность педагогов состоит лишь в том, чтобы помочь родителям в этом сложном деле. Важно, чтобы принципы воспитания в семье и детском саду совпадали. А вы уделяете внимание нравственному воспитанию детей? Что для вас значит это понятие? |