Педагогические заповеди воспитателя
«Учить легко, приятно и основательно»
1. Учеба – это труд, урок – работа мысли и рук. Учащийся должен себя чувствовать тружеником и понимать, что он приходит на урок трудиться.
2. Ясно поставленная цель, углубленное понимание цели, определение путей движения к этой цели и подведение итогов – это то, что необходимо каждому.
3. Следи за тем, чтобы твои слова не расходились с делом.
4. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель.
5. Талант педагогического работника – это идейная убежденность, интеллект, любовь к ученикам, педагогическое мастерство.
6. Постоянно замечай изменения в личности ученика, чаще вспоминай себя в их возрасте, не будь ханжой в острых вопросах, никогда не подходи к человеку, думая, что в нем больше дурного, чем хорошего.
7. Ищи в ученике хорошее – оно всегда есть. Для того, чтобы увидеть в нем плохое большого ума не требуется.
8. Преподавай энергично, будь жизнерадостным. Преподавание – это искусство и ему надо учиться всю жизнь. Метод – это инструмент прикосновения к личности ученика и его надо постоянно совершенствовать.
9. Равнодушие и формализм – главные враги педагога. Все, что делаешь с учениками, делай творчески с увлечением – это здорово украшает жизнь.
10. Личный пример – это луч солнца для молодой души, которого ничем нельзя затемнить.
11. Будь с ребятами и чуть впереди. Справедливость – главная тропа педагога. Твоя беспристрастность для ученика – честность.
12. Научитесь все видеть и кое-что не замечать, все слышать и кое-что не расслышать. Не всегда нужно искать виноватого.
13. Никогда не оскорбляй подозрением ученика, если у тебя нет доказательств.
14. Помни: педагог – личность мыслящая, главное в нем умение думать, чувствовать и действовать. Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни.
15. Не увлекайся нотациями: их не любят взрослые, а подростки тем более.
16. Будь честным с учащимися. Дал слово – сдержи его. Допустил ошибку – признай ее.
17. Без любви к учащимся нет воспитателя. Ни чем, ни образованием тебе не помогут.
18. Окрик, приказание, грубость не к лицу воспитателю. Категорическим требованием мы совершаем насилие, а любое насилие исключает доверие.
19. Будь эстетически выразительным, не гонись за модой, но иди в ногу с ней.
20. Не злоупотребляй голосовыми связкам. Помни: тихий, убедительный голос слышнее крика. Крик педагога притупляет голос совести. Хороший педагог – это прежде всего хороший воспитатель.
21. Хочешь наукой воспитать ученика – сам люби науку.
22. Педагог готовится к уроку всю жизнь. Дереву – цена по плодам, педагогу – по трудам.
23. Не тот учитель, кто получит образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенности в том, что он есть, должен быть и не может не быть иным.
Воспитать в себе воспитателя
Науку воспитания детей освоить можно, но на практике для большинства обычных родителей эта роскошь недоступна. Наука воспитания требует подготовки, и осваивать ее нужно очень поэтапно, от простого к сложному.
Первый этап - воспитание себя. Второй этап - управление ребенком. И только третий этап - воспитание детей.
Рассказывать воспитательные технологии обычным родителям - дело бессмысленное: ребенок сложнее телевизора, а уже ремонт сложной бытовой техники мы доверяем все-таки профессионалам. Дай бог нам научиться хотя бы грамотно пользоваться пультом, дай бог нам хотя бы грамотно управлять растущим ребенком: не у всех хватает нервов быть разумными, когда любимый ребенок так жалобно нам плачет; очень непросто оставаться любящими, когда этот монстр устраивает нам дикие истерики. Будем реалистами: вспомним, что большинство родителей своих детей как либо осознанно не воспитывают и воспитывать, по сути, не могут, поскольку живут в основном неосознанно и действуют импульсивно.
Итак, уважаемые родители, определяйтесь: вы хотите освоить воспитание ребенка или управление им? Для того, чтобы ребенка благополучно вырастить, достаточно управления. Воспитание - дело исключительно достойное, но мало кому по зубам, тут требуется или врожденный талант, или годы учебы и тренировок. Если в цифрах - ну, предположим 720 учебных часов, и вас можно пускать к детям в качестве приличного педагога. Вы можете похвастаться, что готовы на обучение себя как воспитателя ребенка выделять такое время? Что будете всерьез учиться? На это подписываются единицы. Реалистичнее, все-таки - управление ребенком. Это дешевле и практичнее. У вас будет расти вполне управляемый ребенок, вас не беспокоящий, а скорее радующий, а воспитает его окружение: телевизор, одноклассники и интернет.
Не стройте иллюзий - так живет 98 семей из 100. Чтобы стать исключением и стать воспитателем своих детей, нужно действительно стать исключением и научиться себя воспитывать. Научиться работать над собой. Вы к этому готовы? Нам кажется, в этом смысл есть в любом случае: если вы не воспитаете как следует своих детей, возможно, вы воспитаете хотя бы своих внуков. А если не выйдет с внуками, вы хотя бы воспитаете себя. Это уже - великое достижение!
Л.Н.Толстой нам в помощь: "Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, а воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?"
Итак, займитесь самовоспитанием и по возможности не трогайте детей, не мешайте им жить. По мере успехов и жизненных нужд постепенно переходите ко все более активному управлению детьми. А когда дети у вас станут послушными, вы уже можете их воспитывать. И даже как-то отвечать за результаты собственного воспитания.
смотреть здесь...